Комментарий к Федеральному закону от 30 декабря 2006 года N 269-ФЗ "Об упрощенном порядке декларирования доходов физическими лицами".
1 марта 2007 года вступает в силу Федеральный закон от 30 декабря 2006 года N 269-ФЗ "Об упрощенном порядке декларирования доходов физическими лицами», или, как его окрестили СМИ, Закон о налоговой амнистии.
Закон направлен на реализацию пункта три перечня поручений Президента от 10 мая 2005 года, в котором, в связи с необходимостью простимулировать приход капиталов, накопленных гражданами, в нашу национальную экономику, ставилась задача до 1 сентября 2005 года внести в Госдуму проект закона, обеспечивающего возможность упрощенного декларирования доходов физическими лицами, накопленных в предыдущие годы, при условии уплаты налога и размещения соответствующих средств в российских кредитных организациях.
Первоначально при работе над законопроектом предполагалось, что упрощенный порядок декларирования доходов привлечет ввоз капиталов в Россию, однако, в ходе обсуждения законопроекта депутаты пришли к выводу, что средства, вывезенные и отмытые за рубежом, обратно вернуть не удастся, добровольно никто их декларировать не станет. В то же время, основные деньги, которые никогда не декларировались, находятся в России и никогда из страны не вывозились. Это те денежные средства, которые были получены нашими гражданами в виде зарплат в "конвертах", доходов от сдачи имущества (квартир, комнат) в аренду (найм), продажи имущества и др., которые они зачастую не декларировали. Среди граждан, не задекларировавших свои доходы, немалую часть составляют физические лица - индивидуальные предприниматели, которые, помимо зарплат своих работников, утаивали и собственный доход.
Принятый в окончательном виде Закон существенно отличается от правительственного проекта, подготовленного Минфином, которым было предусмотрено, что гражданин идет в налоговую инспекцию, получает там упрощенную декларацию, возможно, отвечает на вопросы налоговых инспекторов, а также вносит денежные средства на счета в российских банках. Лишь после завершения всех этих процедур налогоплательщику обещали выдать свидетельство о том, что он исполнил налоговую обязанность и претензии к нему предъявляться не будут. Реализация законопроекта, подготовленного Минфином, свела бы "на нет" идею Президента РФ вернуть в бюджет страны скрытые по тем или иным причинам налоги. В связи с этим текст правительственного варианта, внесенного в Госдуму в марте 2006 года, был фактически полностью переписан.
Законом предусматривается возможность исполнения физическими лицами обязанности по уплате налогов в отношении доходов, полученных до 1 января 2006 года и подлежащих налогообложению в РФ посредством уплаты декларационного платежа.
Один важный момент - природа платежа. Это - специальный, фактически разовый сбор, который носит налоговый характер, но при этом не является подоходным налогом, поскольку не определены все необходимые элементы налогообложения. В связи с этим, после уплаты декларационного платежа у физических лиц не появится возможности возвратить данные суммы в виде социальных и имущественных налоговых вычетов.
Механизм уплаты декларационного платежа таков: гражданин самостоятельно исчисляет свой налог от суммы "X" (13%), платежным поручением переводит сумму на федеральный специальный счет в территориальных органах Федерального казначейства, который будет открыт Минфином до 1 марта 2007 года, и уплата налога считается зачтенной. В случае если гражданин ошибется, неверно исчислив налог, он сможет исправить ошибку, и санкции к нему применяться не будут.
После уплаты декларационного платежа гражданин получает в банке документ, в котором указано назначение платежа и отметка банка о его исполнении. Эту платежку гражданину предписывается как зеницу ока хранить дома до 1 января 2012 года. И ждать, предъявят ему налоговые или правоохранительные органы какие-то претензии или обойдут стороной. Если предъявят, то показывается заветная платежка, выступающая своего рода индульгенцией. Правда, если претензии проверяющих превысят стоимость "индульгенции", ответственности на сумму превышения не избежать.
О существовании у налогоплательщика той самой платежки налоговики не узнают, так как банк не будет передавать в налоговую службу информацию о перечислениях своих клиентов на спецсчет в казначейство. В соответствии со статьей 4 Закона, документы, подтверждающие уплату декларационного платежа, не могут быть истребованы другими лицами, переданы другим лицам, а также являться доказательством по уголовным делам и делам об административных нарушениях.
Факт уплаты декларационного платежа, в силу ст.3 Закона «Об упрощенном порядке декларирования доходов физическими лицами», удостоверяет исполнение физическим лицом обязанности по уплате НДФЛ и представлению налоговой декларации формы 3-НДФЛ и документов, подтверждающих доход. В случае, если физическое лицо является индивидуальным предпринимателем, после уплаты декларационного платежа будет считаться, что он также исполнил обязанность по уплате ЕСН, страховых взносов в социальные внебюджетные фонды и обязанность по представлению деклараций в части указанных налогов (взносов).
Граждане, уплатившие декларационный платеж освобождаются от ответственности, предусмотренной 198-й статьей УК РФ (уклонение от уплаты налогов и сборов с физического лица; максимальное наказание - лишение свободы на срок до 3 лет). Учитывая, что срок давности по таким преступлениям составляет 6 лет, получается, что поучаствовать в декларационной кампании предлагается тем, кто по какой-то причине недоплатил подоходный налог, не подал декларацию или какие-либо другие предусмотренные законом налоговые документы в период с 2001-го по 1 января 2006 года (обязанность по уплате подоходного налога за 2006 год возникнет только в 2007 году; этот период законом не охватывается).
Одно уточнение - закон не распространяется на физических лиц, в отношении которых вина за совершение преступлений, предусмотренных статьей 198 УК РФ, уже установлена приговором суда, вступившим в законную силу, если при этом судимость по данной статье не снята и не погашена.
Трудно сказать, будет ли возможность задекларировать доходы в упрощенном порядке пользоваться большим успехом у населения.
Легализовать сомнительные капиталы в первую очередь будут заинтересованы граждане, в отношении которых уже начато расследование, либо срочно нужны "белые" деньги, в частности, это люди свободных профессий с неучтенными доходами. Но не все они, а те, которые именно на период амнистии задумали какую-то очень крупную покупку, что-то, что превышает по стоимости 600 000 рублей, так как начиная с этой суммы, согласно ст.6 Закона от 07 августа 2001 года №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма», Росфинмониторинг России начинает контролировать операции, их отслеживать. Такой потенциальный покупатель, например, квартиры может решить, что, может быть, ему для спокойствия перед тем, как купить, сумму этой квартиры надо задекларировать. Вряд ли это будет больше нескольких тысяч, может быть, нескольких десятков тысяч человек.
Возможно, закон заинтересует индивидуальных предпринимателей - они смогут обелить доходы, когда-то уклоненные от обложения единым социальным и подоходным налогами (на фоне требуемых 13% получается явный бонус).
Что же касается лиц, работающих по найму, то они вряд ли проявят высокую активность в вопросе легализации своих доходов, поскольку, во-первых, эти доходы расходуются, как правило, на повседневные нужды, а во-вторых, ответственность за не удержание и не перечисление подоходного налога несет работодатель в соответствии со статьей 123 НК РФ.
Как разъяснили в администрации Президента, они не ждут больших поступлений в бюджет - просто попытались создать более комфортные условия для налогоплательщиков. Возможность задекларировать доходы в упрощенном порядке скорее носит политический, а не экономический характер.
30 декабря 2006 года для обеспечения действия закона о налоговой амнистии Президентом РФ был подписан еще один Федеральный закон N 265-ФЗ «О внесении изменений в статьи 45 и 80 части первой Налогового кодекса Российской Федерации и статью 57 Бюджетного кодекса Российской Федерации». В соответствии с внесенными изменениями, обязанность по уплате налога и представлению налоговой декларации считается исполненной налогоплательщиком со дня уплаты декларационного платежа.
Юрист
информационно-правового
консорциума "Кодекс"
Кайтаз Е.Н.
09.02.2007
Другие новости законодательства
кодекс
Sunday, may 18, 08^23 , ппр , нормативные документы, ГОСТ , типовые серии, технологические карты - время кодекс