В ходе проведения Конференции «Партнерство бизнеса и государства как фактор модернизации и развития строительного комплекса и ЖКХ России», организованной по инициативе Комитета по укреплению социальной ответственности бизнеса Общероссийской Общественной Организации «Деловая Россия», проведен Круглый стол «Новое техническое законодательство Российской Федерации в области проектирования, строительства и стройиндустрии». В ходе заседания Круглого стола с участием представителей Экономической рабочей группы при Администрации Президента РФ, Комитета по промышленности, строительству и наукоемким технологиям Государственной Думы ФС РФ, Совета Федерации ФС РФ, Министерства регионального развития РФ, Федерального агентства по строительству и ЖКХ, Российской академии архитектуры и строительных наук, Союза архитекторов РФ, представителей субъектов Федерации, муниципальных образований, руководителей строительных организаций и предприятий жилищно-коммунального хозяйства состоялось детальное обсуждение форм и методов делового партнерства бизнеса и государства.
Основные проблемные направления, рассмотренные на Круглом столе:
1. Анализ состояния, вероятных перспектив и предложения по системе обязательного , нормирования, допуска на рынок, государственного контроля и по обеспечению безопасности в рыночных условиях
2. Ход реформы технического регулирования
3. Общая стратегия дебюрократизации (дерегулирования) экономики в области проектирования, строительства и стройиндустрии ' '-'
4. Критическая оценка законодательно-нормативной базы.
1. Вступление в силу Федерального закона «О техническом регулировании» от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ и необходимость разработки Федеральных законов - технических регламентов - создало в строительной отрасли и в коммунальном комплексе атмосферу неопределенности в применении строительных норм и правил и других регламентных документов.
2. Несмотря на то, что в федеральном бюджете предусмотрены средства на финансирование разработки технических регламентов, в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации до настоящего времени не внесено ни одного проекта технического регламента в строительстве. Отмечено, что в 2010 году действие переходного периода заканчивается.
3. Утвержденная Правительством Российской Федерации 4 ноября 2004 года Программа разработки технических регламентов на 2004-2006 годы включает в себя один общий и три специальных технических регламента в строительном комплексе, целый ряд технических регламентов в сфере ЖКХ. При этом объем предполагаемых к разработке проектов технических регламентов не соответствует нуждам строительного комплекса и ЖКХ. К этой работе необходимо подключить представителей строительного комплекса.
4. Существует необходимость создания экспертных советов, которые дали бы возможность различным промышленным отраслям, группам предприятий разработчиков, а также зарубежным партнерам согласовывать свои позиции при создании технических регламентов. В случаях, когда речь заходит о крупных отраслях, следует создавать координационные советы.
Участники Круглого стола считают целесообразным:
Комитету по промышленности, строительству и наукоемким технологиям Государственной Думы ФС РФ
1. Экспертному совету по строительству, архитектуре и строительной индустрии Комитета по промышленности, строительству и наукоемким технологиям Государстсвенной Думы ФС РФ (далее Экспертному совету) одобрить в целом подход к образованию системы технического регулирования в строительстве.
2. Ускорить принятие Закона «О саморегулируемых организациях».
3. Поддержать фундаментальные научные исследования в области технического регулирования
Министерству регионального развития РФ и Федеральному агентству по строительству и ЖКХ
1. Рекомендовать Минрегиону России утвердить систему нормативных документов в строительстве, отвечающую целям Федерального закона «О техническом регулировании», основу которой должны составлять строительные нормы и правила (СНиП), своды правил (СП) и национальные стандарты, используемые в дальнейшем в качестве доказательной базы для технических регламентов.
2. Рекомендовать Минрегиону России подготовить и направить на утверждение проект постановления Правительства РФ о признании действующими до вступления в силу соответствующих технических регламентов Строительные нормы и правила, принятые бывшим Госстроем России и отвечающие целям технического регулирования, но не прошедшие государственную регистрацию в Минюсте России.
октябрь 2005 года