справочная система КОДЕКС - Законодательство России
С 1 января 2007 года вступили в силу два новых кодекса Российской Федерации:
Лесной кодекс Российской Федерации (Федеральный закон от 04.12.2006 N 201-ФЗ), устанавливающий правовые основы использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов.
Все лесные участки, находящиеся на землях лесного фонда распределяются между лесничествами и лесопарками и принадлежат Российской Федерации. Формы собственности на лесные участки на землях иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством. Леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса. Леса, расположенные на землях иных категорий, могут быть отнесены к защитным лесам.
Использование лесов осуществляется на праве постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, которое предоставляется юридическим лицам и государственным (муниципальным) образовательным и научным организациям, праве ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), праве аренды и праве безвозмездного срочного пользования, которое предоставляется гражданам. В исключительных случаях предусматривается заключение договора купли-продажи лесных насаждений на сруб. В аренду могут быть сданы только лесные участки в государственной и муниципальной собственности, прошедшие кадастровый учет, на срок от 10 до 49 лет (для договоров, заключаемых после аукциона) и на срок от 1 до 49 лет (для договоров, заключаемых без его проведения). После вступления кодекса в силу с 1 января 2007 года все действующие договоры аренды должны быть приведены в соответствие с его требованиями. Мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов возлагаются на органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий, или на тех, кто использует леса.
Арендаторы лесных участков должны обеспечить противопожарное обустройство лесов, создание и содержание систем и средств предупреждения и тушения лесных пожаров. Некоторые полномочия РФ в области лесных отношений передаются региональным органам власти, их финансирование обеспечивается за счет субвенций из федерального бюджета. К ним относятся: разработка и утверждение лесных планов субъектов РФ, на основании которых региональные власти планируют использование, охрану, защиту и воспроизводство лесов; предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование; организация и обеспечение на землях лесного фонда использования лесов, их охраны, в том числе тушения лесных пожаров, защиты и воспроизводства лесов; осуществление государственного лесного контроля и надзора. По действующему законодательству, правительство России может не передавать эти полномочия регионам, плотность населения которых в 3 раза превышает среднюю по стране. В новом кодексе этот коэффициент увеличен до 15. В соответствующей статье говорится, что эти полномочия могут не передаваться органам государственной власти субъектов РФ в отношении лесничеств и лесопарков, расположенных в субъектах РФ. Перечень таких лесопарков и лесничеств устанавливает правительство России.
Водный кодекс Российской Федерации (Федеральный закон от 03.06.2006 N 74-ФЗ)
Водным кодексом Российской Федерации устанавливаются правовые основы использования и охраны водных объектов. Предусматривается сохранение в федеральной собственности всех естественных водных объектов (рек, озер и так далее), а также таких искусственных водных объектов, как водохранилища и каналы. Значительная часть Водного кодекса Российской Федерации посвящена вопросам управления в области использования и охраны водных объектов. Такое управление предписывается осуществлять на основе бассейнового принципа. С этой целью выделяются 20 бассейновых округов, а также определяются речные бассейны, подбассейны и водохозяйственные участки. Особое внимание уделено планированию использования и охраны водных объектов, которое должно осуществляться в каждом бассейновом округе в соответствии со схемами комплексного использования и охраны водных объектов.
В Жилищный кодекс РФ Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 250-ФЗ внесены изменения, в соответствии с которыми кроме нуждающихся малоимущих граждан, жилые помещения на условиях социального найма смогут получать и иные категории граждан. Эти категории будут определяться дополнительными федеральными законами, указами Президента РФ, законами субъектов РФ.
Налоговое законодательство
С 1 января 2007 года вступает в силу ряд федеральных законов, вносящих изменения в Налоговый кодекс РФ и другие законодательные акты РФ о налогах и сборах. Представленный ниже материал поможет вам лучше сориентироваться в указанных изменениях.
В 2006 года был принят целый пакет законов, которые внесли существенные изменения в НК РФ и затронули практически все налоги - налог на прибыль, НДС, ЕСН, акцизы, НДПИ, а также сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биоресурсов.
Cамым масштабным стал Федеральный закон от 27.07.2006 N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию администрирования" (далее - Закон N 137-ФЗ), которым в Налоговый кодекс внесено более 150 изменений и поправок. Изменения направлены на совершенствование налогового контроля: постановки на учет в ИФНС, сдачи отчетности, сроков и процедуры проверки компаний, порядка обжалования решений инспекторов.
В новой редакции изложена статья 6.1, регулирующая порядок исчисления сроков, установленных законодательством о налогах и сборах.
Расширены права налогоплательщиков. В частности, изменениями, вносимыми в статью 21, установлено право налогоплательщиков на участие в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки или иных актов налоговых органов в случаях, предусмотренных НК РФ.
В новой редакции изложена статья 23 "Обязанности налогоплательщиков (плательщиков сборов)". В частности, определено, что индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, обязаны по месту жительства представлять по запросу налогового органа книгу учета доходов и расходов и хозяйственных операций, а также бухгалтерскую отчетность.
Конкретизированы права налоговых органов. Так, уточнены случаи, при которых налоговые органы могут предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски. Налоговые органы утрачивают право создания налоговых постов. Налоговым органам вменено в обязанность руководствоваться письменными разъяснениями Минфина РФ по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах.
В новой редакции изложены нормы, устанавливающие порядок взыскания налога, сбора, а также пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя в банках, а также нормы, устанавливающие порядок взыскания налога, сбора, пеней и штрафов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем.
Изложены в новой редакции нормы, устанавливающие порядок исполнения обязанности по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) при ликвидации организации, порядок уплаты налогов и сборов, порядок списания безнадежных долгов по налогам и сборам.
Конкретизированы обязанности банков по исполнению поручений на перечисление налогов и сборов и решений о взыскании налогов и сборов.
В новой редакции изложены нормы, касающиеся сроков направления требования об уплате налога и сбора; последствий изменения обязанности по уплате налога и сбора; приостановления операций по счетам в банках организаций и индивидуальных предпринимателей; зачета или возврата сумм излишне уплаченных налога, сбора, пеней, штрафа; налоговой декларации и внесения в нее изменений; положений о налоговом контроле.
Изменились сроки проведения выездной налоговой проверки - она не может продолжаться более двух месяцев. Изменены нормы, устанавливающие сроки и порядок проведения налоговых проверок. Так, налоговые органы не вправе проводить в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года, кроме как в исключительных случаях по решению руководителя федерального органа исполнительной власти. Налоговые органы не вправе проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период.
Институт встречной проверки заменяется специальным порядком истребования документов. Такое истребование может производиться только налоговым органом, в котором налогоплательщик состоит на налоговом учете. Увеличивается срок представления истребуемых налоговым органом документов, вводится запрет на применение штрафных санкций по результатам повторных налоговых проверок.
Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2007 года, за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления в силу.
Налог на добавленную стоимость
Федеральный закон от 27.07.2006 N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового Кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию администрирования" внес изменения в ст.163 НК РФ, в соответствии с которыми установлен единый для всех налогоплательщиков НДС (в том числе для исполняющих обязанности налоговых агентов) налоговый период - квартал.
В соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 03.11.2006 N 176-ФЗ, конкретизирующими положения пп. 1 п. 3 ст. 149, с 1 января 2007 года от налогообложения НДС освобождается реализация предметов религиозного назначения и религиозной литературы, производимых религиозными организациями (объединениями) и организациями, единственными учредителями (участниками) которых являются религиозные организации (объединения), и реализуемых данными или иными религиозными организациями (объединениями) и организациями, единственными учредителями (участниками) которых являются религиозные организации (объединения).
Федеральный закон от 03.11.2006 N 180-ФЗ «О внесении изменения в Федеральный закон "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" (статьи 1 - 2) направлен на сокращение налогового пресса на сельхозпроизводителей. Он освобождает от налога на добавленную стоимость ввоз на территорию России племенного крупного рогатого скота, племенных свиней, овец и коз. Эта льгота вводится как временная мера и будет действовать с 1 января 2007 по 1 января 2009 года.
Федеральным законом от 10 ноября 2006 года N 191-ФЗ внесены изменения в статью 35 Закона Российской Федерации от 21 мая 1993 года N 5003-I "О таможенном тарифе" и статью 150 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, которыми предусмотрено освобождение от уплаты таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость в отношении товаров, за исключением подакцизных, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации в рамках международного сотрудничества в области исследования и использования космического пространства, а также соглашений об услугах по запуску космических аппаратов.
Акцизы
С 1 января 2007 года согласно изменениям, внесенным в ст. 181 НК РФ Федеральным законом от 26 июля 2006 N 134-ФЗ "О внесении изменений в главу 22 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации", уточняющими перечень товаров, признаваемых подакцизными, таковыми являются товары бытовой химии в металлической аэрозольной упаковке и парфюмерно-косметическая продукция в такой же упаковке; парфюмерно-косметической продукция в иной упаковке. Эта продукция будет освобождаться от уплаты акцизов при условии, что данная продукция содержит не более 90% этилового спирта (включительно) и на флаконе есть пульверизатор. Указанная продукция должна быть разлита в емкости не более 100 мл.
Кроме того, поправками изменен порядок налогообложения производства денатурированного спирта и неспиртосодержащей продукции в структуре одной организации. Передача денатурированного спирта для производства неспиртосодержащей продукции объектом обложения акцизами не признается.
Поправками, внесенными в статью 182 НК РФ, изменен порядок применения вычетов. Изменился перечень документов, подтверждающих право на налоговый вычет суммы акциза, уплаченной по спирту, израсходованному на производство виноматериалов, из которых изготавливается алкогольная продукция. Вычетам будет подлежать сумма акциза, уплаченная при приобретении подакцизных товаров, использованных в качестве сырья и списанных в производство.
Вторая часть Налогового кодекса дополнена новой статьей 179_3, согласно которой производителям прямогонного бензина будет выдаваться свидетельство на производство прямогонного бензина, а производителям продукции нефтехимии - свидетельство на переработку прямогонного бензина. Свидетельства будут получать организации и индивидуальные предприниматели, имеющие в собственности мощности по производству прямогонного бензина или продукции нефтехимии. Предусмотрены и другие основания для выдачи свидетельств. Еще одно новшество состоит в том, что эти свидетельства будут выдаваться практически бессрочно. Их действие может прекращаться по заявлению налогоплательщика и по другим основаниям, указанным в НК РФ.
В соответствии с новой редакцией статьи 182 НК РФ изменен перечень операций, признаваемых объектом обложения акцизами. Исключаются пп. 2 и 3 п. 1, в которых указаны операции по получению (оприходованию) нефтепродуктов.
Акциз будет начисляться только при осуществлении операций по реализации (передаче) произведенных подакцизных товаров. Датой исчисления акциза будет являться день отгрузки нефтепродуктов производителем.
В соответствии с изменениями, внесенными в статью 187 НК РФ, меняется порядок формирования налоговой базы на подакцизные товары, по которым установлены комбинированные ставки акциза. Такими товарами являются сигареты с фильтром, сигареты без фильтра, папиросы.
Добавлена статья 187_1 НК РФ, которой установлен порядок определения расчетной стоимости табачных изделий, в отношении которых установлены комбинированные налоговые ставки.
Налог на доходы физических лиц
На основании Федерального закона от 18.07.2006 №119-ФЗ «О внесении изменения в статью 218 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» налоговый вычет в размере 500 рублей за каждый месяц налогового периода распространяется с 01.01.2007г. на граждан, принимавших участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.
Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ внесены изменения в ст.207 НК РФ, согласно которым уточнено понятие «налогового резидента», а также указаны лица, которые признаются налоговыми резидентами независимо от фактического времени их нахождения в Российской Федерации.
С 1 января 2007 года согласно внесенным Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 144-ФЗ изменениям в главу 23 "НДФЛ" предельный размер социального налогового вычета по НДФЛ, уплаченного налогоплательщиком за обучение и лечение, изменился с 38000 рублей на 50000 рублей. В соответствии с новой редакцией пп. 3 п. 1 ст. 219 НК РФ в составе социального налогового вычета, предусмотренного данным подпунктом, с 1 января 2007 года также будут учитываться суммы страховых взносов, уплаченные по договорам добровольного личного страхования, предусматривающим оплату страховыми организациями исключительно услуг по лечению.
Кроме того, налогоплательщику предоставлено право на получение имущественного налогового вычета в связи с приобретением и строительством не только квартиры или жилого дома, но и комнаты.
На основании Федерального закона от 05.12.2006 N 208-ФЗ «О внесении изменения в главу 23 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» предусматривается освобождение от обложения налогом на доходы физических лиц средств материнского (семейного) капитала, направляемых для обеспечения реализации дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей. При этом установлено, что в случае расходования таких средств на обучение, строительство или приобретение жилья указанные налоговые вычеты не применяются. Федеральный закон вступает в силу с 12 января 2007 года.
С 1 марта 2007 года и до 1 января 2008 года на основании Федерального закона от 30 декабря 2006 года N 269-ФЗ любой гражданин может заявить о своих доходах, полученных до 1 января 2006 года, без представления документов о видах и источниках доходов и перечислить через банк в органы территориального казначейства декларационный платеж в размере 13 процентов от заявленной суммы. После этого обязанность гражданина по уплате НДФЛ с заявленных доходов и представлению декларации по этому налогу считается исполненной.
Перечисление декларационного платежа предпринимателями или лицами, занимающимися частной практикой, освобождает их от уплаты ЕСН с заявленных доходов, а также предоставления соответствующей налоговой декларации по ЕСН.
Настоящий Федеральный закон не распространяется на лиц, в отношении которых имеется вступивший в законную силу обвинительный приговор за совершение преступления, предусмотренного статьей 198 Уголовного кодекса Российской Федерации, если при этом соответствующая судимость не снята и не погашена.
Федеральным законом от 30 декабря 2006 года N 265-ФЗ внесены изменения в статьи 45 и 80 части первой Налогового кодекса Российской Федерации и статью 57 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Федеральный закон взаимосвязан с Федеральным законом от 30 декабря 2006 года N 269-ФЗ и направлен на внесение соответствующих изменений в законодательство о налогах и сборах и в бюджетное законодательство.
Сборы за пользование объектами животного мира
Федеральным законом от 27.07.2006 N 144-ФЗ внесены изменения в главу 25_1 НК РФ "Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов", в частности, изменен размер сбора, взимаемого за вылов камчатского краба в морях Северного бассейна. При получении лицензии (разрешения) на его вылов с 1 января 2007 года сумма подлежащего уплате сбора будет рассчитываться исходя из 60 000 рублей за одну тонну.
Кроме того, названным Федеральным законом, начиная с 1 января 2007 года, изменен порядок уплаты сборов за пользование объектами животного мира. Согласно новой редакции п. 3 ст. 333_5 НК РФ уплата всеми плательщиками данного сбора будет производиться по месту нахождения органа, выдавшего им лицензию (разрешение) на пользование объектами животного мира.
Изменения коснулись и порядка предоставления сведений в налоговые органы о полученных лицензиях (разрешениях) на пользование объектами животного мира, суммах сбора, подлежащих уплате, и суммах фактически уплаченных сборов, установленного ст. 333_7 НК РФ.
Организациям и индивидуальным предпринимателям, получающим лицензии (разрешения) на пользование объектами животного мира после 1 января 2007 года, указанные сведения следует представлять в налоговый орган по месту нахождения органа, выдавшего лицензию (разрешение) на пользование объектами животного мира. В этот же налоговый орган им следует обращаться и по истечении срока действия лицензии (разрешения) на пользование объектами животного мира за зачетом или возвратом сумм сбора по нереализованным лицензиям (разрешениям).
Организации и индивидуальные предприниматели, которые осуществляли пользование объектами животного мира по лицензии (разрешению), полученной до 1 января 2007 года, и уплачивали сбор по месту своего учета в налоговых органах, по истечении срока действия такой лицензии (разрешения) за зачетом или возвратом сумм сбора по нереализованным лицензиям (разрешениям) вправе обратиться в налоговый орган по месту своего учета.
Налог на добычу полезных ископаемых
Согласно внесенным Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 151-ФЗ изменениям в главу 26 НК РФ налоговая база по НДПИ при добыче нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной определяется как количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении.
Кроме того, внесены дополнения в порядок налогообложения по налоговой ставке 0 процентов при добыче полезных ископаемых в части нормативных потерь полезных ископаемых. Согласно этим дополнениям установлено, что в случае, если на момент наступления срока уплаты налога по итогам первого налогового периода очередного календарного года у налогоплательщика отсутствуют утвержденные нормативы потерь на очередной календарный год, впредь до утверждения указанных нормативов потерь применяются нормативы потерь, утвержденные ранее, а по вновь разрабатываемым месторождениям - нормативы потерь, установленные техническим проектом. Данные положения распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2006 года.
Также установлено, что налоговая ставка 0 процентов применяется при добыче:
- нефти на участках недр, расположенных полностью или частично в границах Республики Саха (Якутия), Иркутской области, Красноярского края, до достижения накопленного объема добычи нефти 25 млн.тонн на участке недр и при соблюдении определенных условий;
- сверхвязкой нефти, добываемой из участков недр, содержащих нефть вязкостью более 200 мПа х с (в пластовых условиях), при использовании прямого метода учета количества добытой нефти на конкретных участках недр.
Определена налоговая ставка в размере 419 рублей за 1 тонну добытой нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной. При этом указанная налоговая ставка умножается на коэффициент, характеризующий динамику мировых цен на нефть (Кц), и на коэффициент, характеризующий степень выработанности конкретного участка недр (Кв), которые определяются в соответствии с установленным Законом порядко
Единый сельскохозяйственный налог
Федеральным законом от 13 марта 2006 года N 39-ФЗ внесены изменения в систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог).
Изменения касаются как срока в течение которого вновь созданные организации и вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели вправе подать заявление о переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога (срок определен в 5 дней с даты постановки на учет в налоговом органе, который указывается в свидетельстве), так и срока, в течение которого налогоплательщик обязан сообщить в налоговый орган о переходе на иной режим налогообложения. Предусмотрено сокращение этого срока с двадцати дней до пятнадцати дней по истечении отчетного (налогового) периода.
Расширен перечень расходов, которые учитываются при определении налоговой базы.
C 1 января 2007 года на основании Федерального закона от 03.11.2006 N 177-ФЗ «О внесении изменения в статью 346_2 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» расширен список плательщиков единого сельхозналога. Теперь сельскохозяйственные потребительские кооперативы, у которых доля доходов от реализации сельхозпродукции составляет не менее 70 процентов в общем объеме доходов, приравниваются к сельскохозяйственным производителям. Так что садоводческие, огороднические, животноводческие кооперативы тоже смогут применять льготный режим налогообложения, то есть заменить уплату налога на прибыль, налога на добавленную стоимость (кроме случаев уплаты НДС при ввозе товаров на таможенную территорию), налога на имущество и единого социального налога на единый сельскохозяйственный налог.
Согласно новому закону лишены возможности перейти на уплату единого сельхозналога организации, имеющие филиалы и представительства, организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров, работающие в сфере игорного бизнеса и бюджетные учреждения. Организации и индивидуальные предприниматели, переведенные в соответствии с 26-й главой НК РФ на уплату единого налога на вмененный доход по одному или нескольким видам предпринимательской деятельности, могут платить сельхозналог по другим видам деятельности.
Земельный налог
Федеральным законом от 03.06.2006 N 75-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 1 Федерального закона "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" внесены изменения в пункт 9 статьи 395, согласно которым с 1 января 2007 года освобождаются от налогообложения земельным налогом организации - резиденты особой экономической зоны - в отношении земельных участков, расположенных на территории особой экономической зоны, сроком на пять лет с момента возникновения права собственности на каждый земельный участок.
На основании Федерального закона от 03.11.2006 N 178-ФЗ «О внесении изменений в статью 398 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» с 01.01.2007 декларацию и расчет по авансовым платежам по земельному налогу будут представлять в налоговые органы только те индивидуальные предприниматели, которые используют принадлежащие им на праве собственности или на праве постоянного (бессрочного) пользования земельные участки в предпринимательской деятельности.
Налогообложение организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий
Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 144-ФЗ внесены изменения и в главу 24 "ЕСН", согласно которым установлены особые налоговые ставки для налогоплательщиков-организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, за исключением налогоплательщиков, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны.
Изменениями, внесенными в главу 25 НК РФ "Налог на прибыль организаций" установлено, что организации, осуществляющие деятельность в области информационных технологий, имеют право не применять установленный порядок амортизации в отношении электронно-вычислительной техники. В этом случае расходы указанных организаций на приобретение электронно-вычислительной техники признаются материальными расходами налогоплательщика в порядке, установленном подпунктом 3 пункта 1 статьи 254 НК РФ.
30 декабря 2006 года Президентом РФ был подписан Федеральный закон N 268-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса российской Фендерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации", направленный на совершенствование положений законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в части, касающейся устранения неопределенности в вопросах исчисления налоговой базы по налогу на прибыль организаций при приобретении (переоформлении) земельных участков.
Законом определен порядок признания расходов, связанных с приобретением земельных участков (в том числе прав на заключение договоров аренды) из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, на которых расположены принадлежащие организациям здания, строения, сооружения или которые приобретаются последними для целей капитального строительства объектов основных средств. Кроме того, устанавлен порядок определения прибыли (убытка) в случае реализации земельных участков.
Отдельные положения Налогового кодекса Российской Федерации откорректированы в целях устранения неточностей, допущенных при принятии Федерального закона «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования»; изменен порядок получения имущественного налогового вычета налогоплательщиками (физическими лицами), осуществившими до 1 января 2007 года продажу ценных бумаг, находившихся в их собственности более трех лет; уточнен порядок применения плательщиками налога на добычу полезных ископаемых коэффициента, характеризующего степень выработанности запасов участка недр (Кв).
Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления в силу.
Бюджетное законодательство
Федеральным законом от 19 декабря 2006 года N 238-ФЗ утвержден федеральный бюджет на 2007 год по расходам в сумме 5 463479900,0 тыс. рублей и по доходам в сумме 6965317200,0 тыс. рублей исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта в сумме 31 20 млрд. рублей и уровня инфляции (потребительских цен) 6,5 - 8,0 процентов (декабрь 2007 года к декабрю 2006 года).
Федеральным законом от 19 декабря 2006 года N 237-ФЗ внесены изменения статьи 50, 56 Бюджетного кодекса РФ, согласно которым в бюджеты субъектов Российской Федерации подлежат зачислению в полном объеме налоговые доходы от налога на добычу полезных ископаемых в виде природных алмазов. Также изложен в новой редакции пункт 1 статьи 232, касающийся порядка использования доходов, фактически полученных при исполнении бюджета сверх утвержденных законом (решением) о бюджете.
Признана утратившей силу ст.3 Федерального закона от 20 августа 2004 года N 120-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений", устанавливающая порядок зачисления в бюджеты субъектов Российской Федерации налоговых доходов от акцизов на автомобильный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и карбюраторных (инжекторных) двигателей.
Государственное право (государственное устройство)
В первые дни нового 2007 года вступает в силу ряд федеральных законов, регулирующих отношения в сфере государственного устройства и государственного управления.
Федеральный закон от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных", регулирующий отношения, связанные с обработкой персональных данных, осуществляемой государственными органами власти всех уровней, юридическими лицами, физическими лицами с использованием средств автоматизации или без использования таких средств, вступает в силу 26 января 2007 года.
Под персональными данными Законом признается любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация.
Обработка персональных данных может осуществляться оператором только с согласия субъектов персональных данных (в определенных случаях согласие должно быть выражено в письменной форме), за исключением случаев, установленных Законом.
Законом установлены права субъектов персональных данных, в том числе на доступ к своим персональным данным; а также обязанности оператора, осуществляющего сбор и обработку персональных данных; определены меры защиты по обеспечению безопасности данных.
Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства
Законодательство РФ изменено в сторону упрощения миграционных процедур, связанных с получением статуса временно проживающего в РФ, механизмом трудоустройства иностранных граждан и лиц без гражданства на территории РФ.
Федеральным законом от 18 июля 2006 года N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" определен порядок осуществления миграционного учета, права и обязанности иностранных граждан при осуществлении миграционного учета, органы миграционного учета и их полномочия, порядок проведения регистрации иностранных граждан по месту жительства и учета иностранных граждан по месту пребывания.
Федеральным законом от 18 июля 2006 года N 110-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", направленные на упрощение миграционных процедур, связанных с получением статуса временно проживающего в РФ, механизмом трудоустройства иностранных граждан и лиц без гражданства на территории РФ.
Установлена возможность получения иностранными гражданами, прибывшими в РФ, в порядке, не требующем получения визы, разрешений на временное проживание без учета квот на основании заявления с последующим, в течение месяца, предоставлением других необходимых документов. Закрепляется механизм обжалования решений об отказе в выдаче разрешений на временное проживание и об аннулировании ранее выданных разрешений. Федеральные законы N109-фз и N110-фз вступают в силу с 15 января 2007 года.
Воинская обязанность и военная служба
Федеральным законом от 6 июля 2006 года N 105-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", касающиеся приостановления военной службы. Изменениями установлен новый перечень оснований приостановления военной службы, порядок приостановления военной службы, права, социальные гарантии и порядок материального обеспечения военнослужащих, чья служба была приостановлена в соответствии с изменениями Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".
Федеральным законом от 4 декабря 2006 года N 203-ФЗ внесены изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам ответственности военнослужащих. В частности, в Федеральный закон от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" внесены изменения, определяющие виды дисциплинарных взысканий, применяемых к военнослужащим, устанавливающие основания и порядок привлечения военнослужащего к дисциплинарной ответственности, обстоятельства, исключающие дисциплинарную ответственность, а также права военнослужащего, привлекаемого к дисциплинарной ответственности
Гражданское и коммерческое право
Федеральным законом от 3 мая 2006 года N 60-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" и Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", в соответствии с которыми минимальный размер уставного капитала вновь регистрируемого банка устанавливается в сумме рублевого эквивалента 500 тысяч евро. Минимальный размер собственных средств (капитала) устанавливается для банка в сумме рублевого эквивалента 5 миллионов евро. Размер собственных средств (капитала) небанковской кредитной организации, ходатайствующей о получении статуса банка, на 1-е число месяца, в котором было подано в Банк России соответствующее ходатайство, должен быть не ниже суммы рублевого эквивалента 5 миллионов евро.
Также отменяется лицензионный сбор, взимаемый за рассмотрение вопроса о выдаче лицензии на осуществление банковских операций кредитной организации.
Банки, которые будут иметь на 1 января 2007 года капитал ниже рублевого эквивалента 5 миллионов евро, смогут продолжать свою деятельность при условии, что их капитал не снизится ниже уровня, который будет ими достигнут на момент введения указанных требований.
Федеральным законом от 29.12.2006 N 246-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" и Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" в соответствии с которыми упрощается процедура формирования капитала кредитных организаций за счет средств нерезидентов.
Исключена норма об обязанности кредитной организации получать предварительное разрешение Банка России на увеличение своего уставного капитала за счет средств нерезидентов, а также на отчуждение (в том числе продажу) своих акций (долей) в пользу нерезидентов, а участники кредитной организации - резиденты на отчуждение принадлежащих им акций (долей) в пользу нерезидентов.
Также исключено из статьи 18 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" положение о праве Банка России устанавливать дополнительные требования относительно обязательных нормативов, а также к минимальному размеру капитала вновь регистрируемых филиалов иностранных банков.
Изменениями устанавлен 1-процентный порог приобретения акций (долей) кредитной организации, превышение которого требует уведомления Банка России, и 10-процентный порог приобретения, превышение которого требует предварительного согласия Банка России.
Федеральным законом от 03.11.2006 N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях», вступающим в силу 8 января 2007 года, вводится новый вид некоммерческих организаций, создаваемых Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта.
Автономное учреждение может быть создано путем его учреждения или путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения. Учредитель вправе установить задания для автономного учреждения в соответствии с предусмотренной его уставом основной деятельностью. Финансовое обеспечение деятельности автономного учреждения будет осуществляться из соответствующего бюджета в форме субсидий и субвенций, государственных внебюджетных фондов и иных источников, не запрещенных законом.
Федеральным законом от 30 декабря 2006 года N 282-ФЗ введен новый вид эмиссионной ценной бумаги - российская депозитарная расписка. Также Законом установлены специальные требования к эмитентам российских депозитарных расписок, процедура эмиссии российских депозитарных расписок, установлены дополнительные требования к решению о выпуске (дополнительном выпуске) российских депозитарных расписок.
Федеральным законом от 25 ноября 2006 года N 192-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств". Согласно поправкам в случае обязательного страхования при ограниченном использовании транспортного средства, предусматривающем управление транспортным средством только указанными страхователем водителями, повышающие или понижающие коэффициенты к страховому тарифу будут устанавливаться в зависимости от наличия или отсутствия страховых выплат, произведенных страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности каждого из этих водителей. Закон вступит в силу с 26 февраля 2007 года.
Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" предусмотрена возможность создания двух специальных видов игорных зон: зон поселений и особых игорных зон. Решение о создании этих зон принимает Правительство Российской Федерации по согласованию с органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления. С 1 июля 2007 года подлежат закрытию все игорные заведения, не соответствующие установленным Законом требованиям (ограничения в отношении организаторов, расположения и внутреннего устройства игорных заведений и т.п.), игорные заведения, отвечающие указанным требованиям, смогут продолжать свою работу на всей территории Российской Федерации без получения специального разрешения до 1 января 2009 года.
Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 245-ФЗ внесены изменения в статьи 59 и 60 Федерального закона "О связи", определяющие средства резерва универсального обслуживания, источники его формирования, порядок осуществления обязательных отчислений и необходимые для их расчета база, ставка, размер и сроки обязательного отчисления.
Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 248-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", которыми расширена сфера действия закона; осуществление ряда полномочий, например, по установлению перечня продукции, на деятельность по обороту которой не распространяется действие настоящего Федерального закона, будет выполняться Правительством РФ; установлен перечень случаев, на которые не распространяется требование об учете объема этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; в перечень документов, представляемых организацией в лицензирующий орган для получения лицензии, включена справка налогового органа об отсутствии у организации задолженности по уплате не только налогов налогов и сборов, но и пеней и штрафов за нарушение законодательства РФ о налогах и сборах; требование об оснащении оборудования техническими средствами фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в ЕГАИС, не будет распространяться в период с 1 января 2007 года по 1 июля 2007 года на учет объема оборота парфюмерно-косметической продукции, расфасованной в потребительскую тару (упаковку).
Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 254-ФЗ внесены изменения в статью 5 Федерального закона от 2 июля 2005 года N 80-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности", Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях".
Положения Федерального закона от 2 июля 2005 года N 80-ФЗ в части приостановления действия лицензий, прекращения действия лицензий, аннулирования лицензий, а также в части осуществления лицензионного контроля в отношении деятельности инвестиционных фондов, деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами, деятельности специализированных депозитариев инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов и деятельности негосударственных пенсионных фондов по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию, не будут применяться до 1 июля 2007 года. К этому сроку ожидается принятие федерального закона, устанавливающего специальные правила лицензирования этих видов деятельности.
Федеральным законом от 29 декабря 2006 N 261-ФЗ внесены изменения в статьи 20 и 36 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми установлено, что в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления. Казенные предприятия и государственные или муниципальные учреждения - правообладатели помещений в здании, расположенном на неделимом земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, обладают правом ограниченного пользования земельным участком для осуществления своих прав на принадлежащие им помещения. В случае, если помещения в здании, расположенном на неделимом земельном участке, закреплены за несколькими казенными предприятиями и государственными или муниципальными учреждениями, данный земельный участок предоставляется одному из этих лиц на основании решения собственника земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование, а другие из этих лиц обладают правом ограниченного пользования земельным участком для осуществления своих прав на закрепленные за ними помещения.
Федеральным законом от 30 декабря 2006 года N 275-ФЗ регулируются отношения, возникающие при сборе денежных средств на формирование целевого капитала некоммерческих организаций, формировании и расформировании целевого капитала некоммерческих организаций, доверительном управлении имуществом, составляющим целевой капитал некоммерческих организаций, использовании доходов, полученных от доверительного управления имуществом, составляющим целевой капитал некоммерческих организаций, и предназначенных для финансирования уставной деятельности некоммерческих организаций, а также определяются особенности правового положения некоммерческих организаций, формирующих целевой капитал. Следует обратить внимание на то, что некоммерческие организации - собственники целевого капитала, за исключением специализированных организаций, вправе осуществлять только определенные Правительством Российской Федерации виды платной деятельности.
В связи с принятием Федерального закона "О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций" с момента опубликования вступает в силу Федеральный закон от 30 декабря 2006 года N 276-ФЗ, которым вносятся изменения в Федеральные законы "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях", "О некоммерческих организациях", вторую часть Гражданского кодекса Российской Федерации, вторую часть Налогового кодекса Российской Федерации.
Федеральным законом от 30 декабря 2006 года N 274-ФЗ внесены изменения в Федеральные законы "О некоммерческих организациях", "О политических партиях", "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", "О выборах Президента Российской Федерации", "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", в соответствии с которыми установлены ограничения на осуществление пожертвований некоммерческими организациями, получавшими в течение года, предшествующего дню внесения пожертвования, денежные средства или иное имущество от юридических или физических лиц, которым запрещено осуществлять пожертвования политическим партиям, их региональным отделениям, а также в избирательные фонды, фонды референдума. Данные изменения приняты во взаимодействии с Федеральным законом от 30 декабря 2006 года N 7-ФКЗ, внесшим изменения в Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 года N 5-ФКЗ "О референдуме Российской Федерации".
Федеральный закон от 29 декабря 2006 года N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства", регулирует отношения, возникающие между гражданами и юридическими лицами, признанными на основании настоящего закона сельскохозяйственными товаропроизводителями, иными гражданами, юридическими лицами, органами государственной власти и устанавливающий правовые основы формирования и реализации государственной социально-экономической политики в сфере развития сельского хозяйства.
Внешнеэкономическая деятельность.Таможенное дело
Федеральным законом от 10.11.2006 N 191-ФЗ внесены изменения в статью 35 Закона Российской Федерации от 21 мая 1993 года N 5003-I "О таможенном тарифе" и статью 150 части второй Налогового кодекса Российской Федерации.
Федеральный закон предусматривает освобождение от уплаты таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость в отношении товаров, за исключением подакцизных, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации в рамках международного сотрудничества в области исследования и использования космического пространства, а также соглашений об услугах по запуску космических аппаратов. Федеральный закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, но не ранее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на добавленную стоимость.
Кроме того, с 1 января 2007 года введен в действие новый Таможенный тариф Российской Федерации, утвержденный постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 года N 718.
Принят Федеральный закон от 30 декабря 2006 года N 281-ФЗ "О специальных экономических мерах", в соответствии с которым в отношении иностранного государства и (или) иностранных организаций и граждан в случае осуществления международно-противоправных деяний, представляющих угрозу интересам и безопасности Российской Федерации и (или) нарушающих права и свободы ее граждан, могут применяться временные специальные экономические меры. Среди этих мер: запрещение (ограничение) финансовых и внешнеэкономических операций, изменение ввозных и (или) вывозных таможенных пошлин, ограничение туристической деятельности, прекращение или приостановление действия международных торговых договоров и др. Решение о применении специальных экономических мер в отношении определенного иностранного государства и сроки их применения утверждаются Президентом РФ.
Федеральным законом от 30 декабря 2006 года N 280-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 8 декабря 2003 года N 165-ФЗ "О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров", касающиеся принципов проведения повторных антидемпинговых и компенсационных расследований, видов пересмотров антидемпинговых и компенсационных мер и оснований для их осуществления. В частности, Законом предлагается дополнительное определение возможности введения предварительной специальной пошлины. Статья 16 Закона дополнена положениями, касающимися применения антидемпинговых пошлин в отношении тех иностранных производителей, для которых в ходе расследования не была рассчитана индивидуальная демпинговая маржа.
Законодательство о социальном обеспечении и социальном страховании граждан
Федеральным законом от 25 ноября 2006 года N 195-ФЗ внесен ряд изменений в Федеральный закон от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи". В частности, уточнен список мер по оказанию дополнительной медицинской помощи гражданам, имеющим право на предоставление набора социальных услуг, указанных в статье 6_2 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".
Внесены изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной поддержки граждан, имеющих детей.
Федеральным законом от 5 декабря 2006 года N 207-ФЗ в целях реализации положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию РФ внесены изменения в Федеральный закон от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", Закон РФ от 10 июля 1992 года N 3266-I "Об образовании" и в Закон РФ от 15 мая 1991 года N 1244-I "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
В частности, установлен новый вид пособия - "единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью" в размере 8000 рублей, условия и порядок его назначения и выплаты.
Увеличен размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком с 700 рублей до 1500 рублей по уходу за первым ребенком и 3000 рублей по уходу за вторым ребенком и последующими детьми - матерям, не подлежащим обязательному социальному страхованию, в том числе обучающимся по очной форме обучения, матерям, уволенным в период беременности, отпуска по беременности и родам в связи с ликвидацией организаций и некоторым другим категориям; 40 процентов среднего заработка (дохода, денежного довольствия) по месту работы (службы) за последние 12 календарных месяцев, предшествовавших месяцу наступления отпуска по уходу за ребенком (но не более 6000 рублей и не менее 1500 рублей по уходу за первым ребенком и 3000 рублей по уходу за вторым ребенком и последующими детьми), - матерям, подлежащим обязательному социальному страхованию, проходящим военную службу по контракту и некоторым другим категориям (то есть тем лицам, размер пособия которым может быть исчислен из заработка (дохода, денежного довольствия).
В целях материальной поддержки воспитания детей, посещающих государственные и муниципальные образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования, установлена компенсация части родительской платы: на первого ребенка в размере 20 процентов размера внесенной ими родительской платы, фактически взимаемой за содержание ребенка в соответствующем образовательном учреждении; на второго ребенка - в размере 50 процентов; на третьего ребенка и последующих детей - в размере 70 процентов размера указанной родительской платы.
Также ограничен размер родительской платы за содержание ребенка в вышеуказанных образовательных учреждениях.
Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" определены условия, размеры и порядок обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию. Закон применяется к страховым случаям, наступившим после 1 января 2007 года. По страховым случаям, наступившим до 1 января 2007 года, пособие по временной нетрудоспособности, по беременности и родам исчисляется по нормам Закона N 255-ФЗ за период после 1 января 2007 года, если размер пособия, исчисленного в соответствии с настоящим Законом, превышает размер пособия, полагающийся по нормам ранее действовавшего законодательства.
С 1 января 2007 года законодательные акты и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, предусматривающие условия, размеры и порядок обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию, применяются в части, не противоречащей настоящему Закону.
С 1 января 2007 года в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" ранее не воспользовавшиеся правом на дополнительные меры государственной поддержки женщинам, родившим (усыновившим) второго, третьего и последующих детей, а также мужчинам, являющимся единственными усыновителями второго, третьего ребенка или последующих детей, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2007 года, предоставляется право на получение материнского (семейного) капитала в размере 250 000 рублей.
Распоряжение средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала осуществляется не ранее чем по истечении трех лет со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей путем подачи в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала. Возможно распоряжение средствами материнского (семейного) капитала в полном объеме либо по частям по одному или нескольким направлениям: улучшение жилищных условий; получение образования ребенком (детьми); формирование накопительной части трудовой пенсии для женщин. Заявление о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала в первом полугодии 2010 года должно быть подано до 1 октября 2009 года
Федеральным законом от 19 декабря 2006 года N 235-ФЗ установлено, что в 2007 году страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний уплачиваются страхователем в порядке и по тарифам, которые установлены Федеральным законом от 22 декабря 2005 года N 179-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год".
В целях устранения дальнейшего произвольного толкования Закона РФ от 15 января 1993 года N 4301-I "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы", а также для скорейшего восстановления социальной справедливости по отношению к Героям и полным кавалерам ордена Славы, Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 253-ФЗ внесены изменения в Закон РФ от 15 января 1993 года N 4301-I "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы" в части предоставления указаным лицам, из числа получающих ежемесячную денежную выплату, льгот по налогообложению и пенсионному обеспечению.
Федеральным законом от 21 декабря 2006 года N 239-ФЗ внесены изменения в Закон РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" и Федеральный закон от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" в части предоставления права на одновременное получение двух пенсий не вступившим в новый брак вдовам всех погибших военнослужащих и лиц, проходивших военную службу в правоохранительных органах, смерть которых наступила вследствие военной травмы (за исключением случаев, когда смерть указанных лиц наступила в результате их противоправных действий), тогда как в настоящее время таким правом обладают только вдовы погибших в войну с Финляндией, Великую Отечественную войну и в войну с Японией.
Федеральным законом от 30 декабря 2006 года N 278-ФЗ внесено изменение в статью 22 Федерального закона "О статусе военнослужащих", предусматривающую оказание бесплатной юридической помощи военнослужащим, проходящим военную службу по призыву.
Федеральным законом РФ от 15 апреля 2006 года N 49-ФЗ внесены изменения в Закон Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-I "О недрах". С 1 января 2007 года проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, участках недр местного значения, а также об участках недр местного значения, используемых для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования на своих территориях.
Федеральным законом от 4 ноября 2006 года N 188-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон "О континентальном шельфе Российской Федерации" и Федеральный закон "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации". В соответствии с данными изменениями пользователи водными биоресурсами, осуществляющие рыболовство на континентальном шельфе, имеют право на его осуществление только в пределах объема, видов водных биоресурсов, сроков и района их добычи (вылова), которые указаны в разрешении на добычу (вылов) водных биоресурсов. Также установлено, что охрана континентального шельфа, его минеральных ресурсов и водных биоресурсов в целях их сохранения, защиты и оптимального использования, защиты экономических и иных законных интересов Российской Федерации осуществляется федеральными органами исполнительной власти, определяемыми соответственно Президентом РФ, Правительством РФ.
Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 260-ФЗ внесены изменения в статью 18 Федерального закона от 20 декабря 2004 года N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", в соответствии с которыми в состав рыбопромыслового участка теперь будет входить акватория (или ее часть) водного объекта рыбохозяйственного значения без прибрежной полосы суши. Границы рыбопромыслового участка будут определяться в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов. Кроме того, внесением изменений в Земельный кодекс Российской Федерации законодательно определена возможность установления публичного сервитута для использования земельного участка в целях охоты и рыболовства.
Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 262-ФЗ внесено изменение в статью 4.5 КоАП РФ, в соответствии с которым давность привлечения к административной ответственности распространяется на нарушения бюджетного законодательства РФ и будет равна одному году со дня совершения административного правонарушения.
Уголовное, уголовно-исполнительное право
Федеральным законом от 30 декабря 2006 года N 273-ФЗ внесены изменения в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации, которыми установлено, что виды обязательных работ, отбываемых осужденными и объекты, на которых они отбываются, будут определяться органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями. Кроме того, установлено, что пособия по временной нетрудоспособности осужденным будут исчисляться из заработной платы без учета удержаний в размере, установленном приговором суда.
В Уголовный кодекс, и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации внесены изменения Федеральным законом от 30 декабря 2006 года N 283-ФЗ, в соответствии с которыми кража, совершенная из нефтепровода, нефтепродуктопровода, газопровода, будет наказываться штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок от двух до шести лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового. Кроме того, введением статьи 215-3 Уголовного кодекса РФ предусматривается ответственность за приведение в негодность нефтепроводов, нефтепродуктопроводов и газопроводов.
Федеральным законом от 11 марта 2006 года N 36-ФЗ, внесены изменения в Федеральный закон от 17 декабря 1998 года N 188-ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации". Уменьшен размер судебного участка, в пределах которого утверждается должность мирового судьи (ранее размер участка мог варьироваться от 15 до 30 тыс.человек, теперь от 15 до 23 тыс.человек.
Перечень нормативных правовых актов, вступающих в силу в 2007 году
справочная система КОДЕКС - Законодательство России
Михайлов Дмитрий Валентинович
Центр «Выборгский» консорциума «Кодекс»
194021, Санкт-Петербург, Политехническая 22
Тел. (812) 347 84 24, м.т. 8 962 698 16 93 , или [email protected]
Friday, Mayday 1, 2009 11:23, ппр , нормативные документы, ГОСТ , типовые серии, технологические карты - справочные системы кодекс
справочная система КОДЕКС